Представительство МИД России в Пскове
Тел.: +7 (8112) 33-11-39
/
ru

Памятник культуры "Дом Щербицкого"

О здании Представительства – объекте культурного наследия регионального значения «Дом Щербицкого»

«Дом Щербицкого» является памятником истории и культуры регионального значения и поставлен на государственный учет Постановлением Псковского Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542. Автор постройки не установлен.

Дом на правой стороне Кахановского бульвара (современный адрес Октябрьский пр., 23Б) был построен в 1901 г. на средства и по заказу врача Щербицкого. Дата «1901» была выполнена на аттике в штукатурке на главном фасаде здания. Это все, что известно о постройке 1901 года.

Как Октябрьский проспект эта магистраль существует с 1959 г. До этой даты проспект существовал отдельными частями: Октябрьская улица и Пролетарский бульвар, разделенные Летним садом.

Составной частью Октябрьской улицы когда-то была Трупехова улица, носившая такое непонятное для нас название не менее четырех столетий. По «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И.Даля это слово можно понимать как трухлявое, гнилое, а применительно к местности - рыхлое. Затем улицу переименовали в Сергиевскую (по названию церкви Сергия с Залужья). Значение Сергиевской улицы резко увеличилось, когда по распоряжению императора Николая I проложили Динабургское шоссе из столицы на юг, а постовую станцию Кресты устроили на шоссе в пяти верстах от Пскова. Для проезда к станции пришлось тянуть новую дорогу от Сергиевской улицы. С открытием железнодорожного вокзала движение по Сергиевской улице стало еще более оживленным. Небезынтересно, что акт отречения от престола Николай II подписал в вагоне царского поезда, стоящего на перроне псковского вокзала 15.03.1917 (по новому стилю). Первые трамвайные рельсы проложили по ставшей уже центральной Сергиевской улице и далее по Кахановскому бульвару (по фамилии тогдашнего губернатора М.С. Каханова), превратившемуся в естественное ее продолжение. В советское время, с 1923 г. Сергиевская ул. стала называться Октябрьской, а Кахановский бульвар, получивший свое название с конца 1860-х гг. – Пролетарским. В 1959 г. все составные части соединились в Октябрьский проспект.

Из архивных документов – листов страховой оценки строений, хранящихся в фондах Государственного архива Псковской области (ГАПО) – известно, что в 1910-е годы владельцем дома по Октябрьскому пр., 23Б стал провизор Арон Гиршевич (Аркадий Григорьевич) Качергинский. И это все, что известно документально об этом памятнике, основываясь на архивных материалах. Никаких документов, свидетельствующих об использовании предыдущей по времени постройки, принадлежащей Щербицкому, или наоборот, о разработке нового проекта для нового владельца, в фондах архивов на сегодняшний момент не выявлено. Из разрозненных упоминаний о новом владельце известно, что личный особняк Арона Гиршевича расположился за пределами исторического центра Пскова (по критериям начала XX века). Как наиболее ранний, по сравнению с окружающей застройкой, первоначально особняк был ориентирован на главную магистраль – Кахановский бульвар. Приобретя в 1910 г. участок земли на правой стороне Кахановского бульвара семья Качергинского долго возводила там собственное двухэтажное здание.

Теперь о владельце особняка по Октябрьскому пр., д. 23Б с 1910 г. О личности владельца известно гораздо больше, чем о рассматриваемом здании- памятнике.

В августе 1899 г. провизор Арон Качергинский, окончивший Юрьевский (Тартуский) университет в 1893 г., открыл в доме Б.М.Неймана на Великолуцкой ул. аптекарский и парфюмерный магазин. Там же он принимал граждан в качестве агента 2-го Российского страхового общества и общества «Нью-Йорк».

От частных аптек, которые в Пскове принадлежали этническим немцам, аптекарские магазины отличались отсутствием права изготовлять лекарства по рецептам, а также продажей различных, часто отдаленных от медицины товаров.

А.Г.Качергинский был очень деятельным человеком и искал приложение своей энергии во многих сферах деятельности в Пскове.

Конкурируя с капельмейстером Абелем Зибелем, Арон Гиршевич занялся антрепренерством, получил в аренду у городской думы в 1907 г. новое здание Народного дома им. Пушкина.

В 1912 г. Качергинский стал одним из учредителей товарищества «Торгово-комиссионная контора» по покупке и продаже недвижимого имения и сельскохозяйственных продуктов. В 1914 г. контора продала мебели и других вещей, сданных на комиссию, на 15 тысяч рублей, имела столярную мастерскую для ее ремонта и получила чистой прибыли более трех тысяч рублей.

И еще один небезынтересный факт о личности А.Г.Качергинского. Известный советский писатель Вениамин Каверин (настоящая фамилия Зильбер) родился и воспитывался в Пскове. Он был сыном Абеля и Анны Григорьевны Зибель. В повести «Конец хазы», над которой Каверин работал в 1924 г., он использовал образ родного города и воспользовался фамилией Качергинский. В повести ее носил хозяин питерской воровской квартиры (хазы) по прозвищу Турецкий барабан. Таким образом, писатель «отомстил» Качергинскому, который в антрепренерстве был главным конкурентом матери Каверина - Анны Григорьевны Зильбер. Она, как и А.Качергинский, была устроителем и организатором многих концертов известных исполнителей в Пскове.

По регулярному плану 1778 г. в Пскове и в XVIII, и в XIX вв. строились по главным улицам каменные и деревянные 2-этажные дома по «образцовым» проектам. Архитектура Пскова, как и любого другого областного города России, проходила через все стилевые архитектурные направления. Но российская провинция не так быстро откликалась на новые веяния в архитектурной практике.

В начале XX века в архитектуре Пскова продолжало сохраняться многообразие стилей. Но с появлением модерна многие именитые горожане обратились в своих новых постройках к этому стилю.

Не исключением оказался и А.Г.Качергинский. Материалы архивов не сохранили имени архитектора – автора проекта его особняка. Датировка постройки здания говорит о некотором отставании в архитектурном процессе, т.к. и в Европе, и в Российских столичных и крупных городах год для модерна был уже, практически, в прошлом.

Двухэтажное каменное здание особняка Качергинского стало в городе одним из первых особняков в стиле модерн. Здесь до революции известные актеры участвовали в благотворительных акциях.

Вся северная (передняя) часть дома предназначалась для занятий медицинской практикой, южная (задняя) была жилой. Художественная отделка встроенных помещений практически утрачена полностью. В интерьере здания от первоначальной постройки сохранилось очень немного: парадная каменная лестница на металлических косоурах с железным кованым ограждением, выполненным в форме волютообразных завитков, характерных для стиля модерн, два маленьких окошка во 2-ом этаже (внутренняя часть оконного заполнения на фасаде в выступающей северной части здания). Известно, что после перепланировки помещений в советское время были утрачены изразцовые печи и камины.

Особняк представляет собой кирпичный, оштукатуренный и окрашенный дом, прямоугольный в плане, с простым ризалитом на южном фасаде, где находится вход в здание, и выступающим объемом сложной конфигурации на северном. Фундаменты здания ленточные. Цоколь выложен из обожженного кирпича, поверх которого выполнена известковая (местами цементная) обмазка. Объемная композиция здания «читается» по вертикальным осям. Со стороны главного (северного) фасада архитектурная композиция завершена прямым аттиком простого рисунка. Пластика выступов обогащает строгую композицию здания.

Из сохранившихся до сегодняшнего дня элементов фасада, дающих основание стилистически классифицировать здание по указанному адресу как постройку в стиле модерн, также сохранилось немногое. И это немногое находится на северном выступе постройки. Рисунок окна 2-го этажа в центральной части выступающего объема, характерный для модерна, в котором верхняя фрамужная часть оконного проема идет на усеченный конус, вертикальная расстекловка верхней части оконных заполнений.

Внешняя декоративная отделка также ограничена немногими деталями на северном фасаде здания, которые демонстрируют достоинства здания-памятника. По центральной оси выступающей части здания под оконным проемом второго этажа декоративный штукатурный элемент, в характерной для модерна пластике. Над оконным проемом первого этажа - декоративный художественный элемент в виде прямого сандрика с выпусками. Сохранились фрагменты парапетных столбиков и металлического парапетного ограждения.

Если рассматривать особняк Щербицкого в многочисленном контексте построек модерна, то, скорее всего, по стилю он близок к английскому (шотландскому) варианту модерна, а именно к архитектуре Чарльза Ренни Макинтоша. Здания этого шотландского архитектора и дизайнера были очень простыми, практически лишенными декора, совместившими геометрические формы с символическим орнаментом.

При известной связи со стилистикой модерна, с особенностями организации архитектурных объемов, неизвестный нам архитектор создал в Пскове оригинальное здание, которое, к сожалению, не дошло до нашего времени таким, как он его проектировал. Анализируя существующий сегодняшний архитектурный облик постройки, поэтажную планировку и, рассматривая все комплексно с учетом последствий утрат в ходе Великой отечественной войны, можно предположить, что авторское архитектурное решение особняка, в основном, утрачено. Тем более, что в ноябре 2010 г. государственная комиссия актом признала утраты первоначального облика здания до 50%.

Во время Великой отечественной войны город был оккупирован и сильно разрушен фашистами. Освобожденный в 1944 г. Псков тогда же стал центром области. По воспоминаниям очевидцев, после освобождения Пскова от немецко- фашистских войск, все пространство нынешнего Октябрьского проспекта просматривалось от железнодорожного вокзала до пл. Ленина.

Послевоенные годы ушли на возрождение промышленности Пскова, восстановление историко-культурного наследия. Уже в 1946-1947 гг. был подготовлен проект планировки охранных зон и в 1946 г. создана первая в истории Пскова проектно-реставрационная мастерская под руководством Юрия Павловича Спегальского, архитектора и реставратора, автора «Перспективного плана реставрации, восстановления и консервации памятников архитектуры города Пскова» (1968-1969).

Первый послевоенный Генеральный план был разработан в 1946 г. членом- корреспондентом Академии архитектуры СССР Н.В.Барановым и архитектором А.И.Наумовым. В этом Генплане была учтена необходимость согласования застройки или сноса здания исторической постройки с органами охраны памятников архитектуры. Следующим по времени был действующий по сей день Генплан 1973 г.

Но, как показывает практика, то, что прописано на бумаге законодательно, не всегда безусловно для исполнения. Видимо, при активном новом строительстве в Пскове, воскрешении его из руин, перекладке старых уличных магистралей и устройством новых в соответствии с Генпланом, основной упор делался на сохранение древних архитектурных памятников Пскова. Застройка города XIX-XX веков не была приоритетной при сохранении и, тем более, реставрации. Может быть, и по этой причине особняк «Щербицкого-Качергинского» оказался на внутридворовой территории.

В настоящее время в «Доме Щербицкого» располагается Представительство МИД России в Пскове. До 2005 г. здание занимала стоматологическая поликлиника.